Булгарские народные праздники. Шиллык
Этот булгарский праздник часто путают и соединяют с Сабантуем. Между тем это разные праздники.
Шиллык относится к разряду поминальных праздников и первоначально отмечался как 40-дневные поминки по алпу Карге, сгоревшему 21 марта. Отсюда – и его название, возникшее от индоарийского «чилла» – «сорок» и буквально означающее «сороко-дневка». «Строго по графику» Шиллык должен был проводиться 29 апреля, но обычно он отмечался сразу после Сабантуя перед самым севом. Со временем Шиллык включил в себя обряд первой борозды и стал также и праздником сева (продолжения жизни) и, одновременно, почитания предков.
В полдень все жители аула собирались в поле. Здесь производилось заклание жертвенного белого барана, после чего протекал обряд «бирсолы» (буквально – «просо-овес», но в старобулгарском языке означало еще и «плуг», и сословие земледельцев) или «тарлау» – «тарчачу» – вспахивание и боронование небольшого участка поля. Проще говоря, это был обряд «первой борозды».
При вспашке бросали в борозду круто сваренные «чэчу кукае» – «бороздовые яйца» (как бы передавая земле животворящую энергию солнца, чтобы нива была плодовитой) и рыбу (чтобы дождя было достаточно). А весь этот обряд был благодарением людей алпу Карге за спасение жизни на земле. Вслед за этим дети собирали жертвенные яйца и рыбу и приносили их обратно, кроме одного яйца и одной рыбины, которые закапывались в землю.
Пока шел обряд «бирсолы» – «тарлау» женщины расставляли принесенные с собой номинальные кушанья (рыбный пирог, блины, яичницу, масло, мед, пиво и др.), готовили в котлах лапшу – токмач, кашу и баранину. В давние времена использовали для приготовления пищи и кровь жертвенных животных, а слово «кан» – «кровь» означало одновременно и «род», «община», почему этот праздник называли и «кан куну» – «день крови или рода». Это название закрепилось в булгарском календаре в качестве обозначения среды.
После обряда «первой борозды» произносились заклинания (после принятия ислама читалась молитва) – и люди принимались за номинальную еду. Съедались и собранные в борозде яйца и рыба.
Окончив полевой аш (поминки), участники Шиллыка отправлялись на майдан, где проводились скачки джигитов. Победитель скачек обсыпался мукой и получал почетный титул «Камыр-батыр» – «Богатырь теста (урожая)».
После скачек все навещали могилы предков, а заканчивался праздник поминальным пиром в домах у заранее избранных хозяев сельских концов. Часть продуктов в период Булгарского государства жертвовалась царю, почему один из видов булгарского поземельного налога получил название «шиллык» (русское население, входившее в состав Булгарии до начала X в. сохранило название «шиллык» в форме «шеляга»).
На следующий день начинался сев.
С конца XVI – XIX в. у булгар-мусульман мужчины и женщины отмечали некоторые обряды Шиллыка отдельно друг от друга.