Ирландский фронт Второй мировой войны
Во время Второй мировой войны Ирландская Республика, единственная из стран – членов Британского содружества, была нейтральной. Но и мира на Зелёном острове не было. Нацистская Германия пыталась привлечь Ирландию на свою сторону, а в самой Ирландии действовала подпольная Ирландская республиканская армия (ИРА) –националистическая группировка, выступавшая за присоединение Ольстера, оставшегося в составе Великобритании после провозглашения Ирландией независимости. ИРА пыталась вести войну с англичанами при поддержке немцев: таким образом, Вторая мировая война имела ещё и ирландский фронт. Хотя масштабы военных действий на Зелёном острове были очень невелики, он отвлекал и нервировал союзников, а также давал нацистам определённые надежды на использование «ирландского горчичника» против Лондона.
Несмотря на то, что почти все ирландцы говорят только по-английски, а Великобритания являлась основным торгово-экономическим партнёром Ирландии, антибританские настроения среди ирландцев были довольно сильны. Длительное господство британцев на Зелёном острове, травматическая память о жесткостях Кромвеля, кровавом подавлении восстаний, голоде 1846-48 гг., в котором ирландцы винили англичан – всё это оставило глубокий след на отношениях двух народов. В годы войны премьер-министром Ирландии был Имон де Валера – один из лидеров антианглийского Пасхального восстания 1916 г., президент повстанческой Ирландской республики в период войны с Англией 1919-21 гг. Его партия «Фианна файл» (солдаты судьбы) была организована участниками войны с Англией, и придерживалась националистических и в целом антибританских позиций.
Подпольная ИРА не была фашистской или нацистской организацией – только сугубо националистической. В её недрах появлялись левые и ультраправые группировки, но они рано или поздно покидали подпольную армию и начинали жить собственной жизнью. ИРА получала помощь от американских и канадских ирландцев, но её вечно не хватало, и руководство боевиков пыталось найти другие источники. В 1926 г. два представителя ИРА посетили СССР, но договориться с большевиками не смогли – они не были марксистами, а значит, не представляли интереса для Москвы.
Был и фашистский откол: его инициатором стал Оуэн О’Даффи, во время Войны за независимость Ирландии – командующий по личному составу ИРА. После англо-ирландского договора 1921 г. поддержал Ирландское Свободное государство Майкла Коллинза и Артура Гриффита и стал генералом Национальной армии, разгромившей ИРА. В 1933 г. О’Даффи создал их бывших ветеранов Ассоциацию армейских товарищей (АСА), превратившуюся в фашистскую партию, прозванную «синерубашечниками». Победившая на выборах партия «Фианна Файл» де Валеры запретила фашистов О’Даффи. В 1936 г. О’Даффи развернул в Ирландии кампанию в поддержку мятежа Франсиско Франко в Испании, и отправил в помощь франкистам добровольческую бригаду, не принимавшую, впрочем, участия в боях. Фашистское движение в Ирландии во второй половине 1930-х годов заглохло: национал-либералы, ИРА и левые были гораздо многочисленнее и популярнее. О’Даффи остался в политическом одиночестве. Идейных союзников в Ирландии, помимо сильно пьющего отставного генерала, у нацистской Германии не было.
Тем не менее у Германии были определ ё нные расч ё ты , связанные с Ирла ндией. У немцев существовал т.н. «план Кэтлин», предусматривавший восстание ИРА в ольстерском графстве Дерри с последующий высадкой 50-тысячного германского десанта, но это была скорее «пугалка» для Лондона, а не реальный военный план. Но Гитлер надеялся, что антибританские настроения заставят ирландцев если не вступить в войну на стороне Германии (нереальность такого сценария была понятна), то устроить партизанскую войну и сковать хоть какие-то британские силы.
Контакты ИРА с абвером начались в 1937 г., когда Том Барри, начальник штаба ИРА, посетил Германию. Ему удалось договориться с нацистами о том, что в случае войны Германии с Великобританией немцы окажут помощь ИРА. Однако эти договорённости были туманными, а ИРА хотело действовать немедленно.
Мозгом новой антибританской войны в Ирландии был Шон Рассел – участник Пасхального восстания 1916 г., Войны за независимость 1919-21 гг. и гражданской войны в Ирландии 1921-22 гг. В 1938 г. Рассел стал начальником штаба ИРА (хотя не все подпольные группы признали назначение). 17 декабря 1938 г. еженедельная газета Wolfe Tone опубликовала заявление группы Рассела, назвавшей себя «Исполнительным советом правительства Ирландской Республики», объявившей войну Великобритании с целью присоединения Ольстера к Ирландии. Группа разработала S -план ведения диверсионной войны, которая должна была парализовать деятельность госструктур и нанести максимальный ущерб британской обороне. S -план предусматривал диверсионную войну исключительно в Британии, а не в Ольстере, поскольку подобные акции угрожали безопасности ольстерской католической общины.
ИРА в то время представляла серьёзную силу – до 25-30 тысяч членов, в т.ч. почти 7,5 тысяч боевиков. Правда, оружия было крайне мало, а обучение боевиков, проводившееся на тайных базах в сельской местности, было слабым. Но по масштабам Ирландии это было немало. ИРА также рассчитывала на сочувствие хотя бы части ирландского истеблишмента, в т.ч. в армии и полиции.
Бомбовая война в Англии
Военные действия на «ирландском фронте» начались 28 ноября 1938 г., т.е. за несколько месяцев до начала Второй мировой войны. Группы боевиков ИРА взорвали таможенные пункты в Ольстере. Первыми жертвами стали трое боевиков, подорвавшихся на собственной мине, но таможенным пунктам был нанесён ущерб.
Для более масштабных операций остро не хватало денег, и Рассел отправился в США. Однако переправить средства, собранные ирландской диаспорой, на историческую родину не удавалось – американская полиция и контрразведка работали эффективно. И Рассел отправился за помощью в Германию.
12 января 1939 г. война Великобритании была объявлена Армейским советом ИРА, отправившим ультиматум министру иностранных дел Великобритании лорду Галифаксу. В н ё м говорил ось: «Правительство Ирландской Республики, имея своей первой обязанностью перед своим народом установление и поддержание мира и порядка в своей стране, требует вывода всех британских вооруженных сил, дислоцированных в Ирландии. Оккупация нашей территории войсками другой страны … должно прекратиться». 15 января текст ультиматума был расклеен в виде листовок в общественных местах Ирландии.
На следующий день в Лондоне было взорвано 5, а в Манчестере – 3 бомбы. Погиб манчестерский разносчик. 17 января боевики попытались взорвать электропередачу на Манчестерском канале, но бомба не взорвалась. В последующие дни бомбы взрывались в Лондоне и Бирмингеме: целью атак в основном было энергоснабжение.
Абвер пытался воздействовать на ситуацию: в Ирландию прибыл агент абвера Оскар Пфаус, вступивший в контакт с Шимусом О’Донованом, возглавившим группу Рассела после его отъезда в США. О том, что абвер плохо представлял себе ситуацию в Ирландии, свидетельствует тот факт, что Пфаус одновременно вёл переговоры с генералом О’Даффи: в Берлине просто не знали ни о том, что ИРА и синерубашечники – кровные враги, ни о полной политической изоляции генерала-алкоголика! О’Донован в 1939 г. трижды ездил в Германию, но его единственным успехом стал провоз в Ирландию радиопередатчика, который сломался после нескольких сеансов связи, а в декабре 1939 г. был захвачен ирландской полицией.
Полиция Ирландии усилила борьбу с ИРА после того, как 23 декабря 1939 г. партизаны совершили т.н. «Рождественский рейд» – захват огромного количества боеприпасов на складе ирландской армии в Портобелло. Ирландская армия и полиция развернула настоящую охоту за ИРА, вернув в течение нескольких дней почти все захваченные партизанами боеприпасы и арестовав десятки членов ИРА. Успешный рейд закончился полной катастрофой.
Тем временем война продолжалась. Британская полиция и контрразведка арестовывала подозреваемых (часть из них действительно была связана с ИРА) и сумела обезвредить несколько взрывных устройств, но диверсии не прекращались. 4 февраля взорвались две бомбы в лондонском метро – жертв не было, но два пассажира получили ранения. В тот же день взрыв повредил (но не смог разрушить) стену Уолтонской тюрьмы в Ливерпуле, а в Лондоне один за другим загорались магазины. 5 февраля в Ковентри одновременно вспыхнули четыре торговых центра.
Как видно, ущерб, нанес ё нный Великобритании , был незначительным , зато возмутилось правительство де Валеры в Ирландии : какая – то группа подпольщиков посмела объявить себя «правительством Ирландии», да ещ ё объявить войн у Великобритании! Де Валера добился запрещения ИРА в Ирландии, и ирландская полиция начала аресты активистов подпольной армии. Это дало повод The Times написать 9 февраля: «Люди, подписавшие нелепый ультиматум Великобритании, никому не известны. Никто в этой стране не воспринял бы их всерьез, если бы не недавние беспорядки в Великобритании. Как политическая сила в Эйре ИРА просто не в сч ё т».
Тем не менее диверсионная война продолжалась. Взрывы гремели на вокзале Кингс-Кросс, на акведуке Гранд-Юнион-канала, в отделениях банков, в кинотеатрах, отелях, камерах хранения и билетных кассах на вокзалах, в общественных туалетах, в почтовых ящиках; бомбой, закреплённой на воздушном шаре, был повреждён пароход. Взрывы повреждали мосты, почтовые отделения и полицейские участки. 25 августа 1939 г. серия взрывов убила 5 и ранила 70 человек в Ковентри. Эта трагедия оказала ИРА дурную услугу: многие ирландцы, ранее сочувствовавшие боевикам, отшатнулись от них. Диверсионная война пошла на спад.
Британская полиция регулярно захватывала взрывчатки и проводила аресты. 11 декабря 1939 г. в Бирмингеме начался суд над тремя мужчинами и двумя женщинами, обвиненными в убийстве в результате бомбардировки Ковентри 25 августа. Двое из них были приговорены к смертной казни и повешены, несмотря на уличные протесты в Ирландии, просьбы де Валеры об отсрочке казни и новые взрывы в Лондоне.
5 мая 1940 г. в Ирландии был выброшен с парашютом нацистский агент Герман Г ё рц: его встретил и укрыл один из лидеров ИРА Шимус О ‘ Донован . Он некоторое время пересылал в Германию отчёты о ситуации и деятельности ИРА, но последние только убедили абвер в ничтожности результатов бомбовой кампании и слабости ИРА. Помощи от Германии ИРА не дождалась, да её были технически невозможно оказать: Ирландия разрешила Великобритании вести морское и воздушное патрулирование в своих территориальных водах, а также предоставило коридор армии США, начавшей помощь англичанам в войне против Гитлера.
22 мая 1940 г. ирландская полиция захватила агента Гётца и арестовала сотрудничавших с ним лиц. В руки полиции попали многочисленные документы, свидетельствующие о связях ИРА с нацистской разведкой; опубликованная в газетах информация об этом сильно ударила по репутации ИРА в Ирландии.
14 августа 1940 г. умер автор S -плана и инициатор диверсионной войны Шон Рассел: он скончался по неизвестной причине на борту немецкой подводной лодки, вёзшей его в Ирландию.
Бомбы, хотя всё реже и реже, взрывались и после начала Второй Мировой войны, но англичане и очень многие ирландцы, как в Великобритании, так и в Ольстере, и в самой Ирландии, начали связывать партизанскую войну ИРА с бомбардировочной кампанией нацистов.
Диверсионная война декабря 1938 г. – мая 1940 г. в Англии не нанесла ущерба обороноспособности британских сил, не нарушила работу промышленности, государственных и общественных структур Великобритании. Всего за это время ИРА осуществила более 300 террористических актов, приведших к гибели 10 и ранениям 96 человек. Больше 1100 членов ИРА оказались в британских и ирландских тюрьмах. Один из лидеров ИРА Шеймус О’Донован (он был интернирован в Ирландии в 1941 г.) в 1960-е гг. писал, что диверсионная война не принесла ничего, кроме ущерба Ирландии.
…В 1943 г. прошла последняя вспышка активности уже подзабытого к тому моменту генерала О’Даффи: он умудрился связаться с немцами и предложить им… сформировать добровольческую ирландскую бригаду для борьбы с Красной армией на Восточном фронте! Но немцы даже не стали рассматривать эту безумную инициативу. После неудачи старик ударился в запой с такой яростью, что вскоре скончался.
Северная кампания
Если «группа Рассела» развязала бомбовую войну в Англии, не желая подвергать опасности католиков Ольстера, другая группа ИРА – Северное командование (СК, командир Хью Макатир) – решила открыть фронт именно там. В распоряжении СК было около 300 партизан в Белфасте и несколько сотен в Ирландии; СК также контролировала несколько складов оружия в Ирландии. В феврале 1941 г. подпольная конференция СК в Белфасте решила начать военную кампанию в Северной Ирландии. К тому времени бомбовая война в Лондоне заглохла, а в Ирландии деятельность ИРА была парализована полицией. СК оставалось последней действующей крупной группировкой ИРА, и она решила воспользоваться разгоравшейся Второй мировой войной для воссоединения Зелёного острова.
В апреле 1942 г. боевые группы ИРА, починявшиеся СК, устроили несколько перестрелок с полицией и протестантскими ополченцами в Ольстере. Это не привело к успеху: католики Ольстера не восстали, а несколько боевиков ИРА оказались в тюрьмах. Известно, что боевик ИРА Оуэн Макнейми в это время установил контакт с агентом абвера Гюнтером Шутцем, но тот не мог оказать помощи отрядам СК.
30 августа 1942 г. ИРА начала переброску оружия и взрывчатки из Ирландии в Ольстер. 2 сентября партизаны атакуют армейские казармы в графстве Арма. Её результаты трактуются уцелевшими участниками по-разному: по одной версии, после боя боевики разбежались, по другой – они сложили оружие в обмен на пропуск за границу, в Ирландию. Как бы то ни было, первый блин был комом.
Но партизанская война разворачивалась. 3 сентября в графстве Антрим боевики взорвали полицейский участок, 4 – устроили засаду на полицейский патруль, 5 – застрелили двух полицейских в Тироне. 12 октября СК получила серьёзный удар: Макатир был арестован полицией и вскоре приговорён 15 годам тюрьмы за мятеж . 19 октября боевик Морис О’Нил при аресте убил детектива. Его приговорили к смерти и казнили 12 ноября 1942 г.
В октябре-декабре группы СК в составе 50-60 боевиков совершили порядка 60 атак в Ольстере. Но в 1943 г. активность СК резко упала: десятки боевиков были арестованы, и перестрелки в основном происходили при арестах. В 1944 г. активность СК фактически угасла. Несколько боевиков погибли при попытках задержания, а 15 июня Чарли Керинс, сменивший двумя годами ранее Макатира на должности командира, был арестован. Его осудил военный трибунал, и 1 декабря Керинс был повешен.
1 марта 1945 г. Исполнительный комитет ИРА впервые собрался после 1938 г. На конференции уцелевшие лидеры подпольной армии констатировали полный провал военных операций как в Англии, так и в Ольстере. Новый Армейский совет 10 марта признал поражение и объявил о прекращении военных действий, хотя они и так давно затухли.
Причины поражения
Военные действия, которые ИРА вела против британцев в 1938-44 гг., были маломасштабными и не принесли серьёзного ущерба Великобритании. Неудача военной кампании была обусловлена многими факторами. Среди них – эффективные действия британской полиции и разведки, отказ правительства Ирландии от поддержки ИРА и проведение против неё в Ирландии полицейских операций. Огромную роль сыграл тот факт, что ирландцы США и Канады, традиционно помогавшие республиканцам, во время Второй мировой войны поголовно поддерживали свои правительства, воевавшие с гитлеризмом, в результате чего ИРА лишилась главного источника поступления средств. Два миллиона ирландцев, проживавших в Великобритании, поддержали военные усилия правительства Уинстона Черчилля, не поддержали ИРА и с готовностью преследовали своих соотечественников-боевиков. В самой Ирландии, несмотря на негативное отношение к британцам, нацисты вызывали отторжение практически у всего населения. Сотрудничество ИРА с нацистами, преданное огласке прессой, вызывало гнев как у англичан и американцев, так и у почти всех ирландцев, включая бывших симпатизантов и активистов ИРА. ИРА оказалась изолированной, в т.ч. в ирландском обществе.
Жестокие бомбардировки Белфаста немецкой авиацией настроили против Германии не только ольстерских протестантов, но и католиков. По данным британской разведки, после 1940 г. приток добровольцев в ИРА в Ольстере прекратился потому, что молодые католики… массово записывались добровольцами в британскую армию. Среди записавшихся были и вчерашние партизаны ИРА.
В Ирландии отношение к Германии ухудшили бомбёжки городов этой нейтральной страны самолётами люфтваффе. В августе 1940 г. немцы разбомбили городок Кампайл, в декабре того же года – посёлок Сэндикоув. В январе 1941 г. немцы бомбили Ирландию пять раз, а 31 мая налёту подвергся Дублин, причём пострадал президентский дворец. Жертвами налёта стали 34 человека.
Если в диверсионной кампании ИРА в Англии и Северной кампании в Ольстере участвовали три – четыре сотни боевиков, то в британскую армию добровольцами вступили 50 тысяч граждан Ирландии, включая 5 тысяч (из 42 тысяч) солдат и офицеров, покинувших ирландскую армию (Дублин объявил их дезертирами; обвинение было снято только в 2017 г.). Это лучше всего иллюстрирует, на чьей стороны во Второй мировой войне были симпатии большинства ирландцев. Идеалы свободы и демократии для них оказались дороже, чем застарелая ненависть к британцам.
Нейтралитет в войне дорого обошёлся Ирландии. Великобритания, США и Канада сочли его изменой общему делу, а борьбу с нацистской агентурой и ИРА расценили как недостаточно активную. Плохую роль для Ирландии сыграла и двойственная политика премьер-министра де Валеры: сотрудничая с британцами и американцами, он время от времени требовал ослабить борьбу с ИРА, а в мае 1945 г. не придумал ничего лучшего, как поселить посольство Германии в Дублине и выразить соболезнование Германии по поводу смерти Гитлера. Этот поступок дорого стоил Ирландии: Лондон, Вашингтон и Оттава решили заблокировать инвестиции в Ирландию, и этот режим неофициальных санкций сохранялся аж до 1975 г., после чего Ирландию всё-таки «простили». К тому времени она, наряду с Португалией, была самой бедной и отсталой страной Западной Европы…
…В Ирландии и Ольстере и сегодня есть ярые республиканцы, ненавидящие Великобританию и тешащие национальное самолюбие кровавыми мифами об ирландских героях и мучениках. Среди этих фигур есть и Шон Рассел, антигерой «ирландского фронта» Второй Мировой войны. В 1951 г. почитатели установили ему памятник в дублинском парке Фэйрвью. Судьба у памятника оказалась суровой: его постоянно обливают грязью и исписывают оскорбительными надписями. В 1953 и 2009 году памятнику отрывали голову: в первых раз – правые, во второй – левые. В 2020 г. премьер-министр Ирландии Лео Варадкар предложил снести монумент, вызывающий столь противоречивые чувства у ирландцев.