Булгария и Дешт-и Кыпчак: Татары – этнополитическое название тюркских народов Золотой Орды (раздел третий).
В последние годы историки уделяют должное внимание изучению духовной жизни булгар. Отметим лишь некоторых учёных, которые внесли значительный вклад в исследование булгарской культуры, хотя их намного больше: Ф.Х. Валеев, Г.Ф. Валеева-Сулейманова, Г.М. Давлетшин, Е.П. Казаков, С.М. Червонная. Они доказали, что духовная культура булгар получила настолько всестороннее и глубокое развитие, что она не могла не сохраниться до наших дней в потомках их – казанских татарах. И не только.
Мощи этноноосферы булгар хватило и для вовлечения в свою орбиту других родственных племён. Как человек жив, образно говоря, пока жива его душа, так и народ жив, пока жива его духовная культура. «Булгарская культура, – пишет С.М. Червонная, – непосредственно подготовила почву для татарского искусства последующих исторических этапов, прежде всего для культуры Казанского ханства, пережившей в XV – первой половине XVI века свой расцвет, органично переросла в неё, получила в ней своё продолжение и творческое, обогащённое новым опытом развитие». «Мы обращаем свои взоры в далёкие булгарские времена для того, чтобы осмыслить духовные связи и преемственность между различными периодами истории народа», – делает вывод Г.М. Давлетшин.
Кто бы ни исследовал культуру булгар и современных татар, все они однозначно приходят к мысли об их единстве в основе и преемственности в развитии. И может ли быть, кроме сказанного, более достоверного доказательства, что современные татары и есть булгары, об исчезновении которых так долго пытались уверить некоторые русские историки в прошлом и татарские историки в настоящем? И не надуманная ли это проблема, которая служила в прошлом и служит в наше время политическим интересам определённых кругов? Нравственна ли политика, которая наносит урон исторической правде? Можно ли построить прочную государственность на ложных исторических основаниях?
***
Многовековой опыт развития народов даёт на эти вопросы отрицательный ответ. Историки и географы XIV-XVII веков, в частности Рашид ад-Дин и Абул-Гази, описывая социально-политическую и этническую ситуацию в евразийской степи, лишь упоминают булгар. Так же поступает в своей книге «Родословная тюрков, казахов, киргизов. Династии ханов», увидевшей свет в 1911 году в Оренбурге, Шакарим Кудайберды-улы, казахский мыслитель последней трети XIX – начала XX веков. Одна из причин такого явления уже была указана: Волжская Булгария находилась в стороне от тех регионов, в которых творилась история тюрков в весьма драматических и динамичных событиях того времени.
Другая причина – булгары в этот период пребывали в инерционной фазе, когда происходило плавное снижение пассионарности. Им не нужны были потрясения, они не стремились к расширению своей территории. Все их помыслы были заняты мирным трудом – земледельческим, ремесленным, торговым. Но если и приходилось браться за оружие – то вынужденно, как ответная мера на нападения. Естественно, когда в стране нет каких-то исключительных событий, то летописцам нечего и отмечать. Ни в период существования Золотой Орды, ни во времена её распада не произошло каких-то исключительных событий в жизни населения Волжской Булгарии – ни массовых его переселений, ни массового прибытия других народов.
Как известно, население Золотой Орды состояло в основном из кыпчаков (половцев) и тюркизированных монгольских племён. По летописям Рашид ад-Дина известно, что по завещанию Чингисхана его старший сын Джучи получил 4 000 монгольских воинов из трёх племён: сиджиут, кингит и хушин, которые составили в дальнейшем основу войска Золотой Орды. Остальная часть войска, добавляет Рашид ад-Дин, состояла из русских, тюрко-черкасских, кыпчакских, маджарских, булгаро-буртасских и прочих воинов. Уже в XIV веке небольшое количество монголов, оставшихся в Золотой Орде, растворились среди многочисленных кыпчаков, оставив им только свои родоплеменные названия.
***
Некоторые историки представляют себе результат распада Золотой Орды как массовое переселение её населения из мест постоянного его пребывания, особенно из южных районов Восточной Европы, где якобы образовалось Дикое поле. В действительности ничего подобного не происходило. Когда под ударами Аксак Тимура, самаркандского эмира, в конце XIV века Золотая Орда пала, её кочевое население, проявив лояльность к единоверцу и единоплеменнику, осталось кочевать на своих пастбищах. Хуже пришлось немногочисленному городскому населению Кыпчакского царства. Оно частью было перебито захватчиками и ограблено, а уцелевшие навсегда покинули свои мёртвые города и переселились – кто в Казань, кто в русские города, кто в Среднюю Азию, на Кавказ, в Крым и т.д. Тем более, что большинство городского населения в Поволжье составляли булгары, русские, азербайджанцы, сарты, персы, оседлые кыпчаки и др.
Читая книгу Шакарима Кудайберды-улы «Родословная тюрков…», не перестаёшь удивляться многочисленности родов и племён кочевых народов – их десятки и сотни. Автор подробно описывает все тюркские народы, только о булгарах (казанских татарах и мишарях) ничего сказать не может, ибо среди них нет ни одного из упоминаемых им кочевых родов и племён, хотя, видимо, отдельные представители их в городах Булгарии жили и некоторые из них, выходцы из степной аристократии, в Казанском царстве занимали в окружении хана довольно высокое положение.
Для примера рассмотрим хотя бы состав ногайцев, ибо некоторые историки любят ссылаться на них, как на предков казанских татар в большей степени, чем на булгар, приговаривая: не напрасно же казахи татар называют «ногай». Ногайская Орда выделилась из Золотой Орды в XIV – начале XV веков при Едигее, окончательно оформилась при его сыне Нуруддине. Ногайскую Орду в основном составляли племена мангыт и кунграт. Едигей был кунгратом. Со второй половины XV века мангыты и кунграты стали называться ногаями по имени ногайского темника второй половины XIII века Ногая, сына Шейбани, внука Джучи, ибо они после образования Золотой Орды входили в состав его улуса, который занимал земли от Дона до Дуная. В XV веке оставшиеся в Причерноморье ногайцы подчинились хану крымских татар. Большая их часть откочевала на Волгу и реку Урал, образовав там самостоятельное ханство со столицей в городе Сарайчике в низовье реки Яик (Урал).
***
После взятия русскими Казани и Астрахани часть восточных ногаев ушла к казахам и слилась с ними в единый народ, а другая часть переселилась на Северный Кавказ. Их многочисленные роды, обитавшие на Нижней Волге, на Кубани и в Крымском ханстве перечисляет в своей книге Шакарим Кудайберды-улы. И ни одного рода из них нет среди современных татар – потомков волжских и донских булгар. В Волго-Камье уже к XII веку сложилась единая народность булгар. Естественно, в XVI веке в Казанском царстве никакого родоплеменного деления, как это было принято у кочевых тюрок, уже и в помине не было. Поэтому авторы, оставившие нам подробное описание родов и племён среди казахов, ногайцев, узбеков, кыргызов, туркмен и даже среди крымских татар, ничего подобного о булгарах, то есть о казанских татарах, сказать конкретно не могут. Также ничего они не сообщают и о прибытии в Булгарию каких-либо кочевых племён и родов.
Хотя, видимо, отдельные представители кочевых тюрок, как уже было сказано, в основном воинского сословия – казаков, – в Казань прибывали и жили там, неся воинскую службу. Так, например, казанский летописец, говоря об осаде Казани русскими войсками в 1552 году пишет, что, когда казанские послы возвратившись из Ногайской Орды (как известно, она не оказала помощи осаждённой Казани), объявили об отказе казанцам в поддержке, то ногайцы с семьями и слугами до трёх тысяч человек бежали из Казани в расположение войск Ивана Грозного.
Так что о каком-либо массовом смешении булгар с золотоордынскими татарами, то есть с кыпчаками и ногайцами, говорить не приходится. Все историки того времени и позднейшие авторы чётко различают казанцев и пришлых тюрок. И сами казанцы чётко знали, кто есть кто. При засилии крымских или касимовских татар во главе с их ханами они восставали и изгоняли пришельцев из города. О прибытии из Золотой Орды, а позднее из Большой, а также из Ногайской орд какого-то многочисленного населения в Булгарию сообщений в источниках нет. Случись такое, оно не осталось бы незамеченным тогдашними летописцами. Если бы даже состоялось переселение каких-то племён в Казанское ханство, то пришлое население должно было бы раствориться среди более многочисленного и оседлого булгарского населения, стоящего на сравнительно высоком социально-экономическом и культурном уровне.
***
Однако, небольшое количество пришлого в Булгарию населения, которое имело свои этнические корни за её пределами, не полностью растворялось среди Волжских булгар. Ведь до сего времени «татары» чётко знают, кто они – казанцы или мишари, астраханские или касимовские, сибирские или крымские. Это обстоятельство подтверждает положение об устойчивости природных этнических основ различных ветвей народа.
Исторические факты говорят о том, что стремление властителей и политиков искусственно смешать их с целью создания, как им кажется, единой и сплочённой нации к успеху не приводит, ибо образование этноса (нации) процесс естественный, подчиняющийся не воле отдельного человека или группе высокопоставленных лиц, а объективным законам, которые ничьим указаниям не подвластны.
Таким образом, рассуждения о «поглощении» булгар кыпчаками или центрально-азиатскими татарами – это миф, придуманный историками для удовлетворения идеологических иллюзий определённой части татарской интеллигенции.
Из книги Р.Х. Бариева «Великая Болгария: начало истории и культуры»
Продолжение следует…
***
Предыдущую часть «Этнические процессы на Средней Волге» читать по ссылке:
Иллюстрация: Рустем Хузин