Неизвестные войны. Советско-грузинская война в 1921 году
После объявления независимости Грузии весной 1918 года, стоящие у власти меньшевики тут же занялись «обгрузиниванием» некоренного населения (русских, осетин, абхазов) и расширением территории. Уже в июле, пользуясь тем, что белые и красные сошлись в непримиримой схватке, грузинские войска захватили Адлер, Сочи и даже Туапсе. Но в последнем, они в течение недели крепко получили по зубам от красных, а затем и от подошедших белых.
Зато в Сочи они повластвовали на славу – вывезли все, что можно было взять, даже разобрали рельсы Туапсинской железной дороги. Лишь в конце 1918 года разгромив красных на Северном Кавказе, Добровольческая армия вышвырнула грузинские войска за реку Псоу.
Но грузины не успокоились. Тут же оттяпали у воевавшей с Азербайджаном Армении два каких-то уезда. Впрочем, и тут повоевать со вкусом не получилось. 25 декабря в Поти высадился английский десант. Он и развел конфликтующие стороны, оставив между ними нейтральную территорию… на которой находились медные рудники (естественно доставшиеся британцам). Больше англичане в Грузии ничем не отличились. В их задачу входила всего лишь охрана нефтепровода Баку – Батум.
Еще меньше грузины церемонились с национальными меньшинствами. Русских чиновников и учителей увольняли, у русской православной церкви силой отбирали помещения и инвентарь. Но больше всего доставалось абхазам и осетинам.
«Всюду вокруг нас горят осетинские деревни… В интересах борющегося рабочего класса, в интересах грядущего социализма, мы будем жестоки. Да, будем. Я со спокойной душой и чистой совестью смотрю на пепелище и клубы дыма… Я совершенно спокоен. Да, спокоен». Из публикации грузинского меньшевика Валико Джугели.
Такая интересная жизнь продолжалась до 1921 года, пока не была установлена советская власть в Азербайджане и Армении. Пришла очередь и Грузии. Впрочем, главные лидеры кремлевских большевиков Ленин, Троцкий, нарком НКИД Чичерин придерживались «мягкой» линии: ладно пусть живут, не стоит из-за Грузии сорится с англичанами. Наркомату иностранных дел 26 января 1921 года дается указание «оттягивать разрыв» отношений с Грузией.
Но за решительные действия и силовое установление советской власти в Грузии стояло Кавказское бюро ЦК РКПБ во главе с Микояном и Кировым, а также командование 11-й Армии которой толком не удалось повоевать в Азербайджане и Армении. И главное за силовой вариант горой стояли два московских грузина – Сталин и Орджоникидзе. Загрузившись вином и цитрусами, они отправились на квартиру к Ленину, где за рюмкой чачи объяснили «вождю мирового пролетариата», какие подлецы эти грузинские меньшевики и чего от них можно ожидать.
«Грузия окончательно превратилась в штаб мировой контрреволюции на ближнем востоке. Здесь орудуют французы, здесь орудуют англичане, здесь орудует Казим-бей — представитель Ангорского правительства. В горы бросаются миллионы золота, создаются в пограничной полосе с нами грабительские банды, нападающие на наши пограничные посты… Считаю необходимым еще раз подчеркнуть надвигающуюся на Бакинский район смертельную опасность, предупредить которую можно лишь немедленным сосредоточением достаточных сил для советизации Грузии».С. Ордженикидзе. То есть как видите опять начался своего рода шантаж: мол грузинские меньшевики создают опасность для нефтеносного Азербайджана. И надо эту опасность ликвидировать, установив в Грузии советскую власть.
И уже через неделю в составе 11-й армии начинает создаваться специальная группа «грузинского направления» под командованием М. Д. Великанова. Группа была неслабой: две пехотных и кавалерийская дивизии, плюс две кавалерийские бригады (одна из них армянская), да плюс еще два танковых отряда.
11 февраля на севере Грузии вспыхнуло коммунистическое восстание. На второй день оно началось и на родине Сталина – в городе Гори. За несколько дней восстание охватило Южную Осетию и Абхазию. В такой скорости нет ничего удивительного. Уже в 1920 году в Грузии было 20 тысяч коммунистов. И можно представить, как «любили» меньшевиков в Абхазии и Южной Осетии, после того, что они там натворили.
15 февраля Ленин приказывает 11-й армии, которая базировалась в Армении и Азербайджане, двинутся в Грузию, «не останавливаясь перед взятием Тифлиса». И уже на следующий день 11-я армия перешла армяно-грузинскую границу. 17 февраля 31-я красная дивизия повела наступление от Адлера по территории Абхазии, собирая вокруг себя повстанцев.
В отличии от Азербайджана и Армении в Грузии красноармейцам пришлось серьезно повоевать. Грузинские солдаты храбро оборонялись и контратаковали, на некоторых участках добились даже тактических успехов. Так 19 февраля на подступах к Тбилиси они нанесли сильный контрудар и захватили около 1000 пленных. На следующий день нанесли поражение Красной Армии в Коджорском районе. Грузинские юнкера засели в какой-то деревеньке под Тбилиси и отчаянно отбивались от красных. Те в конце концов плюнули и просто обошли эту деревню стороной.
В Абхазии красноармейцам противостояли не только части грузинской армии. Засели тут и остатки «Армии возрождения России» генерала Фостикова и прочих подобных формирований, которые вели партизанскую войну против красных в предгорьях Северного Кавказа и в итоге оказались вытесненными в Абхазию. Имелось даже некоторое количество свежих сил. В 1919–1920 годах представители белых вербовали в Европе добровольцев из числа оказавшихся там русских. Некоторые отряды просто-напросто не успели поспеть к Врангелю и их почему-то высадили в Поти.
Воевали грузины хоть и храбро, но бестолково и хаотично, без общего командования и руководства. И шансов у них не было никаких – красные превосходили противника по всем параметрам. Можно было надеяться только на Запад – но после взятия красными Баку Грузия оказалась никому не нужной. 25 февраля части 11-й армии вошли в Тифлис. Дальше все пошло по отработанной схеме. Из села Шулеверы (90 километров к югу от Тифлиса) прибыл созданный неделю назад ревком и объявил о создании Грузинской ССР. Меньшевистское правительство сбежало в Батум и призвало на помощь турецкую армию. Турки сдуру заявились, но когда узнали, что меньшевики хотят втравить их в боевые действия против РСФСР, с которой они были союзниками, вежливо свалили, передав власть в городе «революционным повстанцам». Правительство Грузии полным составом погрузилось на итальянский пароход и отправилось в эмиграцию. Так в Грузии была установлена советская власть, которую сегодня грузины называют «оккупацией».
Во всей этой истории с Грузией была лишь одна неприятность. Когда ll-я армия ушла на Тифлис, неугомонные армянские дашнаки подняли в Эривани восстание. Повстанцы сидели в городе аж полтора месяца, пока их не вышибли в Персию.