РАННИЕ БОЛГАРЫ НА ВОЛГЕ. ОБРАЗОВАНИЕ НОВОГО БОЛГАРСКОГО ГОСУДАРСТВА – ВОЛЖСКОЙ БУЛГАРИИ
Итак, часть болгар появилась на Средней Волге. Сколько их было, кто был их предводителем, появились ли они все вместе или отдельными группами – к сожалению, исторические источники об этом молчат. Остается лишь строить догадки на этот счет.
А вот что побудило их переселиться, подняться вверх по Волге и сменить свои прежние степные пространства на северную лесостепь – по этому вопросу имеются интересные предположения. Так, С.А.Плетнева считает, что переселение болгар можно связать с принятием иудейства и возникшей из-за этого смутой в Хазарском каганате. Такая причина действительно могла иметь место.
Болгары пришли на Среднюю Волгу в составе целого конгломерата племен. Иными словами, вместе с собственно болгарами были и барсилы, и беленджеры, и савиры. Только в исторических источниках Х века эти племена на новой земле названы уже несколько по-другому: берсула, баранджары и сувары. Относительно последних, т. е. сувар, есть разные мнения: большинство исследователей считает их именно переселившимися савирами, некоторые. же историки полагают, что отождествлять их нельзя и что сувары были другими племенами. Конечно, нельзя сказать, что на Среднюю Волгу переселились названные племена в полном их составе, все без исключения. Большинство савир, барсилов, беленджеров остались на своей родине, составляя солидную часть населения Хазарского каганата.
Приход болгар на Среднюю Волгу подтверждается археологическими данными. Те остатки материальной культуры, которые исследованы в Татарстане и в прилегающих районах, например, Ульяновской области, очень похожи на материалы археологических памятников бывших болгарских земель Приазовско-Прикубанского юга. Это особенно ярко проявляется в материалах раннеболгарских могильников. Формы захоронений и вещи (сохранившиеся части одежды и вооружения, ритуальная посуда и др.), находимые в могилах обоих регионов – юго-западного протоболгарского мира и новых болгарских земель в Среднем Поволжье – повторяют друг друга или же очень похожи между собой.
Раннеболгарскими на территории Татарстана являются могильники, расположенные у сел Большие Тарханы Тетюшского, Танкеевка Куйбышевского и Большие Тиганы Алексеевского районов, а также могильник у села Кайбелы Ульяновской области. Памятниками типично салтовскими при этом считаются Больше-Тарханский и Кайбелский могильники, тогда как Танкеевский, помимо собственно раннеболгарских, содержит еще вещи восточных и северо-восточных районов. Эти вещи характерны для угорской группы населения Уральской зоны. Вообще, угры заметно вклинились в тюркский мир в период нашествия гуннов. Именно гунны в своем движении на запад увлекли за собой угорские племена Западной Сибири и Южного Урала. Поэтому угры как в составе гуннской орды, так и в период последующего проживания среди ранних тюрков, осевших в Волго-Уральском регионе, оказались сильно тюркизированными. Их след в формировании населения нового болгарского государства на севере оказался достаточно заметным. Это и отражается в материалах Танкеевского, а также Больше-Тиганского могильников.
Об этих раннеболгарских могильниках мы чуть подробнее рассказали потому, дорогие ребята, что все вы должны иметь общее представление о новых достижениях археологической науки в нашей республике. Именно эти исследования открыли новые страницы нашей отдаленной, но чрезвычайно интересной истории. Помимо могильников, в последние десятилетия изучен целый ряд других ранних археологических памятников, среди них остатки открытых поселений и некоторые городища. Все эти памятники дали в руки археологов совершенно новые элементы материальной культуры раннесредневекового мира Средней Волги. Например, среди гончарной и лепной керамики появляются совершенно новые формы сосудов и их орнаментации. Они сильно отличаются от керамики юго-западных протоболгарских могильников и поселений. Эти новые формы характерны для памятников другого – юго-восточного культурного мира: мира огузов, печенегов и кипчаков. Таким образом, еще в этот ранний период на Средней Волге, кроме булгарских племен, появляются другие этнические массивы. Это – приуральские тюркизированные угры и чуть позднее зауральско-приаральские огузо-кипчакские племена.
Но это еще не все. Мы уже с вами раньше говорили, что до прихода болгар жили в наших краях и другие тюркоязычные группы. Однако весьма важно то, что все эти племена объединяло одно общее – все они были раннетюркскими и почти все своим происхождением и появлением связаны с гуннами. Конечно, в древнем Татарстане и соседних районах, как мы уже видели выше, жили и местные, финские племена. Доболгарские и болгарские тюркоязычные народы, появившись здесь, вошли с ними в широкий этнический и культурный контакт.
При всем этом надо учесть следующее. Все эти племена и народности еще не были объединены в один прочный союз с единым, сильным управлением. К тому же у них не было какой-либо единой веры. Все они оставались еще язычниками, пусть на высшем уровне развития язычества – “тенгрианства” у тюркских народов. Однако каждое племя по старой традиции продолжало почитать свой тотем. Конечно, появились уже первые зачатки ислама, принятого руководством болгарского общества из Средней Азии. Например, первый исторически известный болгарский князь Алмас был уже мусульманином. Какая-то часть болгар была знакома с этой новой религией еще в период проживания на юге среди хазар.
Однако для укрепления власти создавшегося господствующего класса, для поднятия авторитета царя, наконец, для окончательного объединения болгарских и других племен в одно единое государство под общей классовой религией, под единой идеологией нужно было официально, всенародно принять ислам. А это можно было сделать, обратившись к главе всех мусульман мира. Это был багдадский халиф. К нему и обратился Алмас с просьбой прислать к нему факиха–мусульманского проповедника, чтобы тот помог ему установить в его стране законы ислама и обучил его людей мусульманской вере.
Просьба болгарского князя была удовлетворена: из Багдада через Среднюю Азию в 922 году прибыло к болгарам посольство во главе с послом Сусаном ар-Расси и секретарем посольства Ахмедом ибн-Фадланом. Именно Ибн-Фадлан, который фактически выполнял основную миссию посольства, написал потом, уже после возвращения в Багдад, путевые заметки под названием “Записка”. Рукопись самого автора еще не найдена, но дошли до нас ее различные списки. И вот книга знаменитого арабского путешественника позволяет нам представить картину прибытия посольства на болгарскую землю, а также узнать весьма интересные факты из жизни болгар, с некоторыми из которых мы кратко ознакомимся в наших последующих рассказах. А пока вернемся к началу приезда Ибн-Фадлана и его спутников.
Посольство прибыло в страну древних болгар 12 мухаррема 310 года по хиджри, что соответствует 12 мая 922 года по нашему летосчислению.
Хиджри (хиджра) – в переводе с арабского “переселение”, “уход” – и действительно означает переселение пророка Мухаммеда из его родного города Мекки в другой город Медина в 622 году. Начало этого года является точкой отсчета мусульманского летосчисления, ведущегося до настоящего времени по восточному лунному календарю. Мусульманский лунный год на 11 дней короче христианского солнечного, ибо в нем нет месяцев из 31 дня, а месяцы состоят из 29 (нечетных) и 30 (четных) дней. Если перенести на европейский солнечный календарь, начало лунного года – первое мухаррема – ежегодно переносится на 11 дней вперед.
Булгарским царем Алмасом (как главу государства Ибн-Фадлан называет его “малик”, что в переводе с арабского означает царь) был устроен весьма торжественный прием посольства. Арабы преподнесли ему дорогие подарки и знамя халифата – символ покровительства халифа. Через несколько дней, в пятницу, было проведено торжественное богослужение: произнесли хутбу, т. е. пятничную молитву, что является чрезвычайно важным ритуалом в мусульманском вероисповедании. Через два месяца, собрав всеболгарский съезд, Алмас при тех же багдадских послах всенародно закрепил официальное принятие ислама (1).
Таким образом, принятие ислама в качестве государственной религии явилось завершающим этапом объединения разрозненных болгарских и родственных племен и стало началом окончательного становления нового централизованного государства болгар на севере – Волжской Булгарии.