Камилич Мухамадьяр е в компанията на Шаукат БОГДАНОВ и 31 други.
КУДА ИСЧЕЗЛА ВОЛЖСКАЯ БУЛГАРИЯ?
Для прозорливых с искренней, правдивой душой и достопочтимых с чистыми, правдивыми мыслями неоспоримо, неопровержимо и очевидно то, что Булгарский вилайет на седьмом климате из имеющихся семи. Относится к луне, то есть под покровительством луны…
И также столица Булгарского вилайета, прекрасный, благостный город — один из великих городов исламского мира Казань — есть явление времени».
Х. Шерифи. «Зафер наме-и Вилайет-и Казан». 1550 год.
…Не облекайте истины одеждою лжи.
Не скрывайте истины, когда вы ее знаете.
Коран
Предисловие
Как только не отвечают на вопрос «Куда исчезла Волжская Булгария?»
Самое простое и всем понятное объяснение дают учебники по истории: пришли монголы, разгромили и покорили Волжскую Булгарию. На этом она перестала существовать, а волжские булгары смешались с монголами и переняли их название — татары.
Но ведь монголы и Русь покорили. Почему-то она не исчезла, а русские остались русскими.
Есть ученые, которые объясняют, что Волжская Булгария никуда не исчезала, была данником Золотой Орды, а волжские булгары незаметно превратились в татар гораздо позже, в ХIV-XV вв., в результате смешения булгар с кипчаками (половцами). Тут возникают вопросы: почему булгары не превратились, например, во французов, а обязательно в татар? Почему другие народы Поволжья — такие же подданные Золотой Орды — ни в кого не превратились?
Есть утверждения, что волжские булгары трансформировались в казанских татар в так называемом Казанском ханстве — осколке распавшейся Золотой Орды. Но и это не соответствует действительности.
Самым авторитетным из официально «научных» утверждений является утверждение бывшего советника президента Республики Татарстан по политическим вопросам, директора института истории АН РТ Р. С. Хакимова, что Волжскую Булгарию «поглотила» Золотая Орда, а казанские татары сформировались как народ в XIX веке. Если не задаваться вопросом, почему Золотая Орда не поглотила Русь и другие государства, а только Волжскую Булгарию, то в отношении имени народа это хронологически самое близкое к истине утверждение. Действительно, в Поволжье ни во времена Золотой Орды, ни в Казанском царстве никогда никакого татарского народа не было. Исторические факты однозначно свидетельствуют, что волжские булгары называли себя булгарами не только в ХIII-XIX веках, но и в начале ХХ века. Но почему тогда Ленин создал в 1920г. Татарскую Республику (ТАССР), а не Булгарскую?
Где же истина? Кто её прячет и зачем?
Образование государства
Все мы знаем, что в средние века на Волге было цветущее государство Волжская Булгария. Куда же оно исчезло?
Прежде чем ответить на этот вопрос, позвольте выяснить, когда и как оно образовалось.
Достоверно известно, что в VII веке умер балтавар Кубрат — правитель Великой Булгарии (балтавар означает «царь, хан, султан» и т. п.). Земли Великой Булгарии занимали современную Украину и Северный Кавказ. Могила балтавара Кубрата найдена на Украине, близ деревни Перещепино Полтавской области. Нашел ее мальчик-пастух, который в один прекрасный день в 1902г, выгуливая скот, провалился в яму, где обнаружил золотой кувшин. Этот кувшин он принес матери, а та, испугавшись, что это может быть краденая вещь, отнесла властям. Были произведены раскопки, в результате которых нашли много золотых предметов, и, в частности, золотое кольцо с гравировкой имени Кубрата. Сегодня все эти предметы, предназначенные в свое время для жизни балтавара на том свете, хранятся в Эрмитаже. Они являются важным археологическим материалом, подтверждающим достоверность писаных исторических источников, в частности Византийских. Как известно, Великая Булгария поддерживала тесные связи с Византией.
В 1997г. Эрмитаж и правительство Республики Татарстан организовали выставку этих золотых предметов в городе Казани. Выставка была приурочена ко II Конгрессу татар и называлась «Золото хана Кубрата».
После смерти балтавара Кубрата его империя распалась. Один сын его, Аспарух, со своими людьми ушел на Дунай и создал Дунайскую Булгарию, которая существует и сегодня. Другой сын, Котраг, ушел на Волгу и создал Волжскую Булгарию. Столицей ее был город Булгар, который сохранился, расположен на берегу реки Волги вниз по течению примерно в 120 км от Казани, и сегодня является центром Спасского района Республики Татарстан.
Официальной датой образования государства Волжская Булгария считается 922г. Именно в том году Багдадский халиф прислал в город Булгар большое посольство, в составе которого были мусульманские проповедники и строители. Царь Алмуш — тогдашний правитель Волжской Булгарии — принял ислам и стал верноподданным Багдадского халифа. Это описано секретарем посольства Ахмедом ибн Фазланом. Его записи сохранились, переведены и изданы отдельной книгой под названием «Путешествие Ахмеда ибн Фазлана на Волгу».
Волжская Булгария достигла больших успехов в своем развитии. Письменные источники тех времен называют ее страной тысячи городов, Великой Булгарией. И не ради красного словца так писали, а с целью точно выразить ее суть. К слову сказать, Дунайскую Булгарию называли Малой Булгарией. И действительно, велика была Волжская Булгария. Например, столица ее была раза в три больше по площади, чем Париж тех времен. В центре города возвышались царский дворец и Соборная мечеть. В городе чеканились монеты, были общественные бани с водопроводом, канализацией и центральным отоплением.
Еще Волжскую Булгарию называли царством разума, и опять же не просто так, а потому, что здесь большого развития достигли такие науки, как история, медицина, астрономия, математика. Известно стихотворение поэта Сайфи Сараи аль Булгари, который как об обычном явлении пишет о вращении Земли вокруг Солнца. И это лет за 300 до Коперника! Поэма великого булгарского поэта Кул Гали «Юсуф и Зулейха», написанная в начале XIII века, признана сокровищницей мировой литературы, и ЮНЕСКО объявило 1983г годом Кул Гали. Многочисленные надписи на керамике, на ювелирных изделиях, на камне и бересте показывают широкое распространение грамотности среди населения. Авторитет писаного слова был высок. До сих пор бытует у «казанских татар» поговорка: «Тузга язмаганны сойлэмэ», что в переводе означает «Не говори то, что не написано на бересте». В Волжской Булгарии хорошо были развиты черная и цветная металлургия, металлообработка, гончарное, ювелирное, кожевенное ремесла, а также резьба по дереву, камню и кости. Об уровне развития черной металлургии свидетельствует, например, тот факт, что волжские булгары первыми в Европе начали выплавлять чугун! А хорошо обработанная кожа среди тюркоязычных народов Азии до сих нор называется «булгари». Сельское хозяйство тоже было сильно развито. Например, русские летописи свидетельствуют о том, что в неурожайные годы русские князья ездили в Булгар и покупали хлеб.
И, конечно же, такое прогрессивное развитие было возможно только при наличии торгового центра: в столице Булгарии был большой рынок. Он назывался Ага базар. Здесь проводилась большая ежегодная международная ярмарка. Туда съезжались купцы со всех концов света. Денежной единицей волжских булгар была беличья шкурка. И сегодня «казанские татары» копейку называют тиен, что в переводе на русский язык означает «белка».
Булгары были сильны и в военном искусстве. Это можно смело утверждать, зная, что они — единственный народ в Европе, разбивший войска Чингисхана. Это было в 1223г. Войска Чингисхана, покорив всю Среднюю Азию, прошли через Кавказский хребет и вышли в половецкие степи. Здесь произошла битва на реке Калка, в результате которой объединенные русско-половецкие войска были разбиты, и монголы взяли Киев. Затем они пошли на восток, на Волжскую Булгарию. Волжские булгары хорошо подготовились к встрече. Они построили специальные фортификационные сооружения, куда заманили врага и дали бой. Летопись пишет, что немногие спаслись бегством. Булгары взяли огромное количество пленных, называется цифра в четыре тысячи воинов. Этих пленных булгары не убили и не продали, а обменяли на баранов. На позорном для Чингисхана условии: одного барана за одного воина. Наверное, этого позора и не вынесла душа «сотрясателя вселенной» — вскоре Чингисхан умер. Битву эту назвали бараньей битвой. Тринадцать лет после этого татаро-монголы штурмовали Волжскую Булгарию. Известны большие походы 1229, 1232 и 1235 гг., но всякий раз были биты и отступали. И только в 1236г, собрав несметные полчища, сумели одолеть ее и прорваться через Волгу на запад, в русские земли.
Очень дорого обошлась Волжской Булгарии эта историческая миссия: Великие города Булгар и Биляр были разрушены, многие города лежали в руинах. Булгария стала провинцией Золотой Орды и как все платила дань.
Но жизнь потихоньку восстанавливалась, город Булгар был отстроен заново, по-прежнему зашумел Ага-базар разноязыкой речью.
И вот наступает 1396г. В этом году правитель Золотой Орды Аксак Тимер под предлогом, что в Булгарии завелась ересь, предпринимает карательный поход и предает ее огню и мечу. Град Великий Булгар, как именуют его русские летописи, был разрушен до основания. Правитель Булгарии Абдулла-паша убит. Удается спасти его сыновей Галим-бека и Алтын-бека. Их увозят на север и прячут в маленьком булгарском городе-крепости под названием Казань. Город Булгар больше не восстанавливается. Казань становится столицей Волжской Булгарии. Символ величия Волжской Булгарии и источник ее экономической мощи — Ага базар — переносится вверх по Волге на Гостиный остров, расположенный около Казани. Параллельно Казань станут называть Булгар аль-Джадид, что в переводе означает Новый Булгар. Казань полностью приняла эстафету города Булгар.
Начался новый, казанский период Волжской Булгарии. Не Казанского ханства — осколка Золотой Орды, как нас учили, а именно Волжской Булгарии. Булгарская государственность не прерывалась, булгарский народ как жил здесь, так и продолжал жить. Русские летописи называли это государство Булгарским царством и вообще не знали и не употребляли термин «Казанское ханство». Так же поступали и летописцы всех других стран. Например, в географических картах тех лет, составленных в Европе, Казань и ее земли обозначаются термином Bulgaria Magna, то есть Булгария, и не просто Булгария, а Великая Булгария. А вот как характеризуют Казань документы из Турции. «Казань…— столица Булгарского вилайета, прекрасный и благостный город — один из великих городов исламского мира». Обратите внимание, это сказано в 1550г, за два года до покорения ее Иваном Грозным.
В XV веке Москва начала заявлять свои претензии на булгарские земли. С переменным успехом Москва и Казань соперничали примерно сто лет. Известно, что в 1487г московский князь Иван III сумел подчинить себе Казань. Летописцы писали: «Лета 6995 июля в 9 день воеводы же великого князя… булгарский град Казань взяла и царя Казанского Алегама поимаша и с царицею, и матерь ево, и братию ево, и сестры ево изымаша, и всех привели к великому князю на Москву». Примечательный факт: после подчинения Казани первым делом Иван III присвоил себе титул князя булгарского. Не татарского, а булгарского. Все русские правители добавляли к своему титулу название присвоенной земли. Например, был князь Московский. Он взял Владимир и стал называться князь Московский и Владимирский; взял Суздаль — стал называться князь Московский, Владимирский, Суздальский. А взял Казань — стал называться еще и булгарским. Очевидно, что в 1487г на территории современной Республики Татарстан не было никаких татар и не было татарского государства.
Примечательно, что у последнего российского правителя — императора Николая II — полный титул содержал более 50 названий земель, которыми он владел. И одна из них — князь булгарский. И Петр I был князем булгарским, и Екатерина II, и Иван Грозный, и все остальные.
Что же предпринял Иван III вторым делом, после покорения Казани?
Вторым делом он лишил Казань права проводить Всемирную ярмарку. Новым местом для нее он определил Макарьевскую слободу под Нижним Новгородом. С той поры весь доход от ярмарки стал течь в его карман. Именно экономический интерес преследовал Иван III, завоевывая Казань, а не национальный или религиозный. И как следствие, Москва стала усиливаться еще быстрее, а Казань — слабеть. После того как Казань несколько раз освобождалась от московской зависимости, в 1552г Иван IV окончательно покорил ее. Но Булгарское царство он не ликвидировал. Уже после его смерти ее преобразовали в Казанское воеводство, а Петр I — в Казанскую губернию.
Во времена царствования Петра I начала устанавливаться в Росси традиция называть все мусульманские народы татарами. Это произошло потому, что западноевропейские ученые, которых Петр I во множестве пригласил в создаваемую им Академию наук, называли все восточные народы татарами, в том числе и русских. Однако когда они стали представлять науку Российского государства, то оставили это название только за мусульманскими народами. И это понятно: сами себя они не хотели называть татарами.
Но мусульманские народы России никогда не называли себя татарами. Например, в XIX веке великий русский историк Н. М. Карамзин в знаменитом труде «История государства Российского» пишет: «Ни один из нынешних народов татарских не именует себя татарами, но каждый называется особенным именем земли своей». («История государства Российского». СПб., 1818, т. 3, с. 172). Ясно, что слово «татары» было общей для всех мусульман кличкой времен «тюрьмы народов». В XIX веке татар в России не было. Откуда же взялись татары после XIX века?
История волжских булгар в составе Российского государства отмечена непрерывной цепью национально-освободительных войн. Русские летописи вплоть до XVIII века полны примерно таких сообщений: «булгаре окаянные опять восстали».
И все эти восстания имели главной целью возрождение Волжской Булгарии. Суверенитет был нужен для обретения человеческого достоинства. Письма и обращения с просьбой предоставить равные права не имели успеха. В таких условиях государственный суверенитет представлялся единственным средством обретения человеческого достоинства, и народ восставал. Все восстания жестоко подавлялись, но все они имели главный лозунг: возрождение независимой Волжской Булгарии. Очень большое значение для судеб России имело восстание булгар 1753-55 гг., которым руководил достойнейший из сынов булгарского народа мулла Батырша. Он призывал возродить Булгарию. Российская империя хоть и потопила в крови это восстание, но в соответствии с требованиями восставших вынуждена была разрешить мусульманам строить мечети и создавать свое духовное управление. А с 1862 по 1922гг выразителем интересов народа была мощная народная организация «Совет волжских булгарских мусульман», имевшая главной целью возрождение Волжской Булгарии. Эта организация (первое название «Фиркаи наджия» — «Партия избавления») была воистину народной. В суровых условиях царского самодержавия, в условиях угнетения народов она имела силы даже на вооруженную борьбу против царских войск и порой насчитывала в своих рядах до 50 тыс. человек.
Совет волжских булгарских мусульман выражал интересы тех людей, которые ставили своей целью во что бы то ни стало сохранить родное имя «булгары», добиться свободы и торжества Истины, изгнать зло и насилие из жизни. Лидер ее Сардар Ваисов как-то писал императору Николаю II: «Мы подняли зеленое знамя с изображением звезды и полумесяца… защищаем наши религиозные, национальные и политические права, ведя священную борьбу против правительства угнетателей». Возрождение собственной государственности для волжских булгар было не самоцелью, а средством обретения человеческих прав и свобод, необходимым условием достойной жизни. И народ понимал, что добиться человеческого достоинства и благополучия можно, только восстановив свою родную Волжскую Булгарию. Тут уместно сказать, что никаких народных движений, преследовавших возрождение Золотой Орды, российская история не знает, потому что ни один народ России никогда не считал себя татарами.
В начале ХХ века татары в России еще не появились. Не пришли еще татары из Монголии или откуда-нибудь. Об этом авторитетно свидетельствует энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона, изданный в СПб. в 1907г, где прямо записано: «Татар как отдельного народа не существует». И далее продолжает, что термин «татары» — собирательное название тюркских народов. (Для примера можно напомнить, что такое явление — называть разные народы одним именем — мы наблюдаем и в новейший период нашей истории: название «индейцы» применяется для аборигенов Америки, хотя сами они называют себя по имени своего племени — могикане, гуроны, майя и т. п.; термин «советский народ» был собирательным для всех народов Советского Союза. Почему-то после распада СССР ни один народ не называет себя советским народом.)
Очевидно, что булгарский народ продолжает жить на прежних своих землях, называет себя своим собственным именем, и никакого татарского народа в Казанской губернии не существует. Об этом однозначно написано, например, в книге «История Казани», изданной в 1988г. Академией наук РТ (Книга I, с. 40): «Сами жители Казани и ее края вплоть до Октябрьской революции не прекращали называть себя булгарами». Возникает мысль, что революция явилась роковым рубежом, в ходе которой совершился акт переименования волжских булгар в казанских татар. Почему и как это произошло?
***
В начале ХХв под этим давлением национального гнета этнонимическое сознание волжско-булгарского народа раскололось на три больших течения. Об основном, традиционном течении, идущем из глубины веков, мы уже говорили: это Совет волжских булгарских мусульман, называемое еще ваисовским движением по имени лидеров ее Багаутдина Ваисова и его сыновей Гайнана (Сардар) и Газизяна Ваисовых.
Но в это время появились люди, которые увидели выгоду для себя в названии «татары». Они считали, что надо называться татарами назло русским. Это течение называется татаризмом. Оно явилось выражением шовинистических тенденций оскорбленного национального чувства. Шовинизм против шовинизма. Зло против зла. Отчаяние, выражаемое формулой: чем хуже, тем лучше. Например, один из основоположников этого течения писатель Г. Ибрагимов, именем которого названы Институт языка, литературы и истории (ИЯЛИ) АН РТ и один из проспектов Казани, так изложил основной тезис татаризма: «Мы не только тюрки, мы и монголы. Мы — люди, мы — монголы; мы — тюрки; мы — татары. Наша зарождающаяся культура будет татарской культурой» (1912г).
Сколько злобы в этой цитате, сколько глупости. И в то же время бесспорное свидетельство того факта, что в начале ХХв татарского народа еще не было. Его только пытались зародить. Причем фактическое положение дел с кличкой «татары» было таким, что народ ее считал ругательным словом. Сам же Г. Ибрагимов и свидетельствует об этом, говоря, что если кого-либо из мусульман назовешь татарином, он бросается с кулаками на тебя со словами: «Почему ты оскорбляешь меня?»
Третье течение, наверное, можно назвать рациональным. Видным представителем этого течения был Садри Максуди. В июле 1917г, когда после февральской революции первые лучи свободы согрели души угнетенных народов, мусульмане внутренней России (это волжские булгары) созвали съезд в Казани и решили возродить свою национальную государственность. Это дело поручили С. Максуди. Он выделялся своей эрудированностью: хорошо знал историю, литературу родного и других тюркских народов. Получил высшее юридическое образование в Париже в Сорбоннском университете. К тому времени он проявил себя как верный сын своего народа, активно участвуя в деятельности партии «Иттифак аль муслимин» («Союз мусульман»), которая ставила своей целью объединение всех мусульманских народов в борьбе за национальную независимость. Хочу подчеркнуть, что партия называлась мусульманской, а не татарской. В нее входили видные представители всех мусульманских народов: волжских булгар, башкир, узбеков, казахов, азербайджанцев и других, то есть тех, кого власть называла татарами.
Два созыва подряд С. Максуди был депутатом Государственной думы России, где зарекомендовал себя истинным патриотом, бесстрашным защитником интересов родной культуры. Он неоднократно выступал на заседаниях Думы с заявлениями, что «термин «татары»… историческое недоразумение», что называть нас татарами неверно.
Сформированная съездом коллегия во главе с Максуди проделала огромную работу, в результате которой в ноябре 1917г была провозглашена национально-культурная автономия «Идель-Урал штаты» («Волго-Уральский штат»), территория которой включала исторические земли Волжской Булгарии. Нейтральное название республики «Идель-Урал» — не Булгария, не Татария — обусловлено борьбой татаристов против С. Максуди. С. Максуди никак не хотел употреблять термин «татары». Но проявил слабость, уступил татаристам, фракцией которых в Милли Меджлисе — парламенте республики «Идель-Урал штаты» — руководил все тот же Г. Ибрагимов. Этим он допустил недооценку важного значения родного имени «булгары» в сознании народа. Если бы республика была названа Булгарской, то ее силы утроились бы поддержкой широких народных масс и в первую очередь поддержкой Совета волжских булгарских мусульман.
Тем не менее национальная государственность «Идель-Урал штаты» явилась уникальным образцом решения национального вопроса на принципах демократии и соблюдения прав человека. Ее Конституция, подготовленная С. Максуди, не требовала государственного суверенитета. Максуди гениально предвидел, что будущее России — это федерация. Он говорил: «…мы не хотим быть свободными против русского народа… мы твердо верим в возможность свободного существования совместно с русским народом, которого мы никогда не смешивали с правительственной властью, не исходившей из народа». Он знал, что национальное достоинство личности обеспечивается свободой и равноправием в общественной жизни, в делах образования и культуры.
В апреле 1918г большевики назначают миллионное вознаграждение за голову С. Максуди, который волей провидения сумел избежать ареста и прибыть в город своей юности Париж. Здесь он хлопочет перед Парижской мирной конференцией стран Антанты об избавлении родного народа от большевистского ига — этой нежданной напасти. В Меморандуме в адрес Конференции он пишет: «Представляется целесообразным обратить внимание на то, что название представляемой мной нации «татары» не что иное, как историческая ошибка…»
Вернуться в «окаянную» Россию ему уже не суждено. Он работает профессором Сорбоннского университета, в котором когда-то получил путевку в жизнь. Затем его приглашают в Турцию. Там он — профессор Стамбульского и Анкарского университетов, преподает право и историю. Несколько раз избирается депутатом Народного собрания, и, самое главное, он был одним из ближайших соратников президента Ататюрка — отца демократических преобразований в Турции. Он опубликовал десяток книг по истории и праву. В начале пятидесятых годов в составе парламентской делегации от Турции он работал в Страсбурге над составлением Конституции Европарламента. Его не влекла мания величия. Он жил и трудился во имя человеческого достоинства. Не удивительно, что гений Максуди, его человеколюбие нашли свое заслуженное применение на общечеловеческом уровне.
Принципы демократии, права и свободы человека, за которые он боролся и в разработку которых внес огромный вклад, слава богу, дошли и до нас, на его любимую Родину. Окружным путем, через Европу, но дошли: в 1993г Россия приняла первую в своей истории демократическую Конституцию, которая не только провозгласила всех граждан России равными перед законом независимо от расовой, религиозной, национальной принадлежности и прочих признаков, но и предоставила каждому человеку весь комплекс прав и свобод, необходимых для обретения человеческого достоинства. То, за что боролись волжские булгары на протяжении веков, осуществилось.
Жаль, Родина не помнит своего верного сына: ни в родной деревне Ташсу, ни в Казани нет даже памятной доски, нет ни одной улицы с именем С. Максуди, не говоря уж о памятнике. Учебники по истории фактически постыдно умалчивают его имя и великие деяния.
***
Уже через три месяца после объявления республики «Идель-Урал штаты» к власти пришли большевики. Ваисовцы с радостью их поддержали, увидев в их пришествии начало «царства добра и справедливости». Большевики разгромили и республику «Идель-Урал штаты», и Совет волжских булгарских мусульман и создали на части земель Казанской губернии татарскую республику. Проект татарской республики был подготовлен в наркомате по делам национальностей, руководимом Сталиным, при активном содействии таких татаристов, как уже известный нам Г. Ибрагимов, который стал заместителем Сталина, а также М. Султангалиев. Последний принимал личное участие в разгроме государственных учреждений республики «Идель-Урал штаты». Поэтому площадь возле Национально-культурного центра (НКЦ) города Казани, где установлен памятник свободе «Хоррият», названа его именем — площадь Султангалиева. Но такое явление в России никого не удивляет.
Решение о создании татреспублики было принято на заседании политбюро РКП(б) в январе 1920г. И уже в марте на территории Казанской губернии вспыхнуло восстание булгарского народа против «безбожного» имени «татары». Это восстание известно под названием «Вилочное восстание». Большевики безжалостно подавили его силами регулярных войск Красной армии, уничтожая при этом целые деревни. Затем отняли у крестьян весь урожай этого года и искусственно создали страшный голод 1921-22 гг. Опять умерло много народа. Выжившим было не до национальной гордости, не до национального имени. Так большевики расправились с духом независимости булгарского народа. (В это время в Тамбовской области подавлял восстание крестьян М. Тухачевский.)
27 мая 1920г Ленин подписал декрет об образовании Татарской Республики.
Акт насильственного навязывания волжским булгарам позорной клички «татары» в качестве национального имени совершился. Эту дату — 27 мая 1920г — можно считать датой исчезновения волжских булгар и появления казанских татар.
После образования Татарской АССР всех булгар официально стали называть татарами, булгарскую культуру — татарской культурой, а булгарский язык — татарским языком.
Вот откуда появились татары: не из Монголии они перекочевали, а искусственно созданы декретом Ленина.
На следующий день после подписания декрета о создании ТАССР, а именно 28 мая 1920г, Ленин подписал Постановление СТО (Совет Труда и Обороны) о введении в Казанской губернии военного положения. Так и написано: в Казанской губернии. Действительно, Ленин был гений. Учел уроки «Вилочного восстания», хорошо усвоил — не хотят волжские булгары называться татарами, и предотвратил новые протесты против унизительной клички. Исключил всякую возможность волеизъявления народа по вопросу названия республики, немедленно запретив всякие свободы на период формирования органов государственной власти Татарской республики. Несомненно, это насилие над волжскими булгарами, репрессивная мера большевиков.
Мировая общечеловеческая практика такова, что имя народа определяет название государственного образования. Например, жили на своих землях белорусы — для них создали Белорусскую республику, жили чуваши — создали Чувашскую республику, и т.д. Здесь же произошло обратное: назвали республику татарской, чтобы навязать булгарам кличку «татары». Ошибкой по неведению это не может быть. Какой злой умысел имели большевики, искусственно создавая татарскую республику?
Сегодня не секрет, что большевики явились продолжателями худших традиций имперской политики в национальном вопросе. Такие его свойства, как чувства неприязни и злобы человека к человеку по национальному признаку, были благодатной почвой для формирования классовой ненависти в человеке. Оставалось только сохранить и углубить их. С этой целью народы делились на хороших и плохих, на старших и младших. Чтобы исторически обосновать эту политику, искажалась история всех народов России. В первую очередь история русского и булгарского народов. Большевикам нужен был второсортный татарский народ в качестве исторического пугала, для нагнетания психоза враждебности и ненависти в народе, а татаристам — тоже татарский народ, но только в качестве первосортного, самого великого, который сумел бы возродить Золотую Орду и «поставить русских на место». Для достижения этих «великих» целей тоже нужно было воспитывать взаимную злобу и неприязнь между двумя самыми большими народами России. Поэтому-то интересы большевиков и татаристов совпали, поэтому-то большевики, пользуясь властью, поддержали татаристов и создали татарскую республику.
Общечеловеческая мудрость призывает всех «познать истину» и «возлюбить ближнего своего», а РКП(б) сделала все наоборот: материализовала ложь в форму ТАССР и создала из булгар татарский народ как живое воплощение «исторического образа врага». Одним словом, создала искусственный источник ненависти и злобы между людьми. В политические расчеты коммунистического правительства России входило и намерение разделить булгарский народ на составляющие части и снять с повестки дня вопрос о создании большой по территории Булгарской республики. В результате реализации сталинского плана создания Башкирской и Татарской советских республик волжско-булгарский народ был разделен на две части. Что тоже надо рассматривать как репрессивную меру большевиков. Очевидно, что большевики назвали республику татарской в угоду своим античеловеческим политическим расчетам, во имя вечного торжества зла и насилия.
Об учете волеизъявления народа в условиях диктатуры компартии и речи быть не могло. Название республики определили вопреки воле народа грубым декретированием сверху. Это является показателем неправомерности действий российского правительства большевиков и незаконности названия «татарская» созданной ими республики. Вышеизложенное позволяет признать волжских булгар репрессированным народом. Самым первым из числа репрессированных советской властью.
Конечно же, на следующий день после подписания декрета булгары не начали называть себя татарами. Более того, народ активно противился такому позору. О восстании «вилочников» мы уже упомянули: противостоять силой большевикам не удалось. Поэтому народ просто продолжал называть себя булгарами. Например, известный русский историк М. Худяков издал в 1922г исследование о мусульманской культе Поволжья, где он свидетельствует: «Масса современных казанских мусульман и в настоящее время не считает себя татарами, а зовет себя булгарами» (М. Худяков. «Мусульманская культура в Среднем Поволжье». Казань, 1922г, с. 15). Обратите внимание, после образования ТАССР прошло уже два года.
Советский период Волжской Булгарии
В 1926г большевики провели всесоюзную перепись населения. Итоги ее были ошеломляющими: 1,5 млн человек назвали себя булгарами. После этого разворачивается беспрецедентный террор против ученых-историков, писавших правду, и против религиозных деятелей, этих хранителей памяти народной. Много, очень много честных историков и ученых-теологов сгинуло в те годы от рук большевиков. Памяти народной был нанесен страшный урон. Но этого мало, по приказу сверху вся история переписывается так, что изображает волжских булгар татарами, пришедшими из Монголии. А затем вводится сталинская паспортная система, которая беспощадно фиксировала булгар татарами. Но даже в условиях жестоких репрессий булгары продолжали называть себя булгарами, а деятели культуры и науки с риском для жизни пропагандировали истину. Например, поэт М. Джалиль и композитор Ф. Яруллин написали оперу «Алтынчэч» («Золотоволосая») о борьбе волжских булгар против татарского ига. Получилось красивое, талантливое, героическое произведение. Авторы ее, несомненно, были достойны уважения и заботы, но их отправили на фронт, на верную смерть, хотя в Казань в то время эвакуировали многих писателей и композиторов из западных районов страны. Так татаризм расправлялся с носителями истины в годы войны. Только лживая культура татаристам дорога, и ради нее они способны на любое варварство. Так, в 1944г вслед за депортацией некоторых народов СССР Сталин планировал выслать на Алтай и казанских татар. Казань планировали переименовать в Волгоград. На этот раз Провидение сжалилось. В последний момент Сталин решил отложить это мероприятие до лучших времен, чтобы не ослаблять тыл, т. к. республика давала только хлеба больше, чем Горьковская, Московская и Калужская области, вместе взятые; производила самолеты, двигатели и прочую продукцию военного назначения. И фронт много потерял бы — непосредственное участие в боевых действиях принимало большое количество солдат и офицеров из татар (булгар). ЦК ВКП(б) решил ограничиться «разгромом» татарского обкома партии, который был обвинен в потере бдительности и непринципиальном отношении к национализму, возрождение которого якобы было допущено в книге «Очерки по истории ТАССР». В этой книге, подготовленной к тому времени учеными республики, была изложена правдивая история о том, что мы булгары. Книгу приказали уничтожить.
Однако свою лепту в дело возрождения истины ученые-историки все-таки сумели внести. Этот великий подвиг они совершили в апреле 1946г. Именно тогда в Москве состоялась специальная научная сессия при АН СССР, посвященная проблеме этногенеза казанских татар. Она была организована отделением истории АН СССР. В работе сессии приняли участие выдающиеся ученые: историки, археологи, этнографы, языковеды и др. специалисты, среди которых такие известные, как М. Н. Тихомиров, Б. Д. Греков, Н. К. Дмитриев, А. Ю. Якубовский.
Один из основных докладчиков — историк и археолог А. П. Смирнов, посвятивший всю свою жизнь изучению Волжской Булгарии, — касаясь этнического самосознания народа, подчеркнул, что «татары» испокон веков называют себя булгарами.
Известный языковед-тюрколог Л. Заляй установил, что язык современных татар является естественным и прямым продолжением языка булгар.
Выдающийся тюрколог Якубовский отметил, что «население Татреспублики, занимающее территорию былого Булгарского государства, отсюда не уходило, никем не было истреблено и живет по сие время»: «…мы действительно с уверенностью можем сказать, что этнический состав татар или Татарской автономной республики составляют древние булгары…»
Главный вывод научного форума изложил академик Греков: современные татары по своему происхождению не имеют никакого отношения к монголам, татары являются прямыми потомками булгар, этноним «татары» в отношении их является исторической ошибкой.
Но силы зла были еще сильны, советская власть положила под сукно решение этой сессии АН, а многих ученых, принявших в ней участие, репрессировали. Когда умер тиран и ослабли позиции зла, огромный вклад в дело защиты этнонимического сознания народа от тлетворного влияния лжи и невежества внесли такие известные ученые, как А. Х. Халиков, А. Г. Каримуллин, М. З. Закиев, С. Х. Алишев, Р. Х. Бариев.
Но есть один ученый и просто патриот своего народа, деятельность которого, несомненно, надо оценить как подвиг во имя торжества истины и счастья народа. Это Фаргат Габдул-Хамидович Нурутдинов. Он сберег от уничтожения бесценный свод булгарских летописей «Джагфар тарифы», переданный ему в наследство, подготовил его к печати и опубликовал. Это огромный труд, который под силу разве что научным институтам. А он сделал это один, причем в словиях материальных затруднений и психологического прессинга. Он нашел в себе силы создать сеть историко-просветительских клубов «Булгар аль-Джадид», что явилось фактом возрождения движения волжских булгар за возвращение родного национального имени. Воистину героическая деятельность Ф. Нурутдинова является важной вехой в развитии национального сознания волжских булгар, важным шагом в обретении собственной истинной истории.
А свою подлинную историю народ никогда не забывал. Например, мой дед говорил мне: «Сынок, мы не татары, а булгары». Многие помнят свое настоящее национальное имя и хотят его вернуть. Это подтверждается официальными признаниями. Например, журнал «Известия ЦК КПCC» (№ 10, 1989г) опубликовал перечень просьб, регулярно повторяющихся в почте ЦК КПСС по вопросам межнациональных отношений, где читаем: «Во многих письмах из разных регионов страны казанские татары просят именовать их булгарами, или булгарами».
Такова ирония истории: КПСС, коммунисты спустя почти 70 лет невольно признали, что в 1920г совершили преступление по отношению к волжским булгарам, насильно навязав им кличку «татары» в качестве самоназвания.
Надеюсь, теперь всем ясен ответ на вопрос: куда исчезла Волжская Булгария?
Ее не «поглотила» Золотая Орда в XIII веке, как нам пытается внушить официальная историография в лице Института истории АН РТ. Просто на месте Волжской Булгарии российские правители создали в XVI веке Казанское воеводство, в XVIII веке — Казанскую губернию, а затем, уже в ХХ веке, — Татарскую Республику, предварительно разрушив республику «Идель-Урал штаты» — законную преемницу Волжской Булгарии, созданную по воле самого народа.
А волжские булгары ни в XIII, ни в XV, ни в XIXвв. не превратились в татар в результате смешения с каким-либо пришлым народом. Просто государственная власть, руководствуясь декретом Ленина о создании Татарской Республики (ТАССР) от 27 мая 1920г, насильно заставила их называться татарами.
Р .Х. Бариев – профессор, историк, философ «Волжские Булгары. История и культура» Санкт-Петербург 2005г. Стр.195: «В Волге-Камье уже XII в. сложилась, единая народность Булгар. Естественно в XVI в. в Казанском царстве никакого родоплеменного деления как это было принято у кочевых тюрок уже и в помине не было. Поэтому авторы оставившие нам подробное описание родов и племен среди казахов, ногайцев, узбеков, киргизов и туркмен и даже среди крымских татар ничего подобного о булгарах, т.е. казанских татарах, сказать не могут. … булгарский народ имеет мощную объединяющую силу как этноноосфера, на основе которой функционирует ее духовность, стержнем которой был и является Ислам. Наша основная задача состоит в том, чтобы вернуть народу его славное имя, принятое нашими предками, – булгары,которое является кодом, открывающим нам пути к этноноосфере булгарского этноса, где содержатся огромные богатства духовной жизни. Булгарские ученые были известны всему восточному миру. История сохранила имена некоторых из них: историка Якуб ибн Нугмана ал Булгари,(X в), написавшего книгу «История булгар», философа Хамда бин Идрис ал Булгари ( I –я половина XII в.), автора книги о лекарствах и риторике Бурхан ад дин бин Юсуф ал Булгарии др. В 1212 году написал свою поэму «Кыссаи-Йусуф» выдающийся булгарский поэт и писатель Кул Гали.. Булгария в XII-XIII в.в. становится одним из крупнейших центров по подготовке мусульманских ученых и священнослужителей не только для булгар,но и для других восточных стран. Европейский монах Г. Рубрук, в середине XIII в. совершивший путешествие в далекую Монголию и встретившийся, по пути с представителями многих народов писал, что «булгары самые злейшие сарацины («мусульмане» -Р.Б.), крепче державшиеся закона Магомета, чем кто – нибудь другой.